Биографию А.А. Казанцева рассказывает доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин:
Алексей Афанасьевич Казанцев родился 26 марта 1928 года в деревне Болдыревой (сейчас в Абатском районе Тюменской области) в семье крестьянина, несколько раз подвергавшейся раскулачиванию. Очень рано Алексей ощутил в себе призвание художника и с отличавшим его всю жизнь упорством стремился получить художественное образование.
После Свердловского художественного училища Казанцев поступил в Харьковский государственный художественный институт на отделение живописи, по окончании которого в 1954 году вернулся в Свердловск. С 1956 по 1962 год он преподавал в художественном училище, с началом издания «Уральского следопыта» участвовал в художественном оформлении номеров этого популярного журнала.
С 1960 года, после того, как его картина «Лыжники» была подвергнута резкой и несправедливой критике со стороны местных партийных руководителей, ведавших вопросами культуры, Алексей Афанасьевич целиком посвятил себя графике, освоил множество графических техник и добился в этой сфере изобразительного искусства больших успехов, став одним из признанных мастеров российского масштаба. Алексей Казанцев в равной мере виртуозно владел карандашом, пером и тушью, работал в технике пастели, акварели и гуаши, овладел сложными печатными техниками, в чем проявилась его мастеровитость, любовь к созидательному ручному труду. В 1963 году Казанцев был принят в Союз художников СССР.
Более шести десятилетий длилась дружба А. А. Казанцева с другим замечательным уральским графиком – Виталием Михайловичем Воловичем. Вместе они совершили множество путешествий: по Средней Азии и Кавказу, Крыму и Прибалтике, древнерусским городам Золотого Кольца и Израилю. После каждой такой поездки художники устраивали совместную выставку новых работ – своеобразный творческий отчет перед многочисленными поклонниками своего искусства.
Тематика работ Алексея Казанцева поражает своим разнообразием: его привлекают индустриальная мощь Урала и красота природы, особенности деревенского и городского уклада, образы современников и события минувших веков. Особое место в его творчестве занимают серии работ, посвященных Петровской эпохе и памяти о жертвах ГУЛАГа. В книжной графике он сотрудничал со Средне-Уральским и Южно-Уральским издательствами.
Первая персональная выставка работ Алексея Казанцева прошла в 1968 году, всего их было более десятка. Художник принимал участие в многочисленных зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках, его работы хранятся в десятках государственных и частных собраний России на пространствах от Петербурга до Иркутска, в художественных собраниях Австрии, Германии, Италии, США и других стран.
Большое собрание графических работ А. А. Казанцева хранится в фондах Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. В последние годы жизни художник завещал этому музею оборудование своей мастерской – печатные станки, рабочие инструменты, офортные доски, с которых печатались его работы, и многое другое. Интерьер мастерской Казанцева воссоздан в ирбитском музее с уникальной полнотой, что позволяет посетителям заглянуть в творческую лабораторию художника, ощутить свою сопричастность таинству рождения художественного произведения.
Последние годы жизни Алексей Казанцев тяжело болел, он долго, с присущими ему силой и мужеством, боролся с болезнью, продолжая создавать всё новые произведения, готовя работы к выставкам, общаясь с друзьями, искусствоведами, музейными работниками. Неоценимую помощь в этой борьбе ему оказывали самые близкие люди – жена Нина Павловна, также художник-график, сыновья Сергей и Алексей.
Алексей Афанасьевич Казанцев скончался на 75-м году жизни и был похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Материал с сайта: ural-meridian.ru